На каком масле проще запустить двигатель в мороз? 0W-30 или 0W-40?

Формальный ответ на этот вопрос известен — первая цифра в обозначении SAE указывает на минимальную температуру, на которую рассчитано моторное масло. Если там стоит ноль, то проворачивание коленвала гарантируется при температуре до -35 °С, а прокачиваемость масла — до -40 °С. Все масла этой группы должны укладываться в одни и те же рамки, и разницы в их поведении быть не должно.
Однако приведенные выше цифры говорят лишь о максимально возможной вязкости масла. Иными словами, характеристики масла не имеют права быть хуже определенных значений по классификации SAE. А лучше могут быть? Чтобы удовлетворить любопытство, мы поставили простейший эксперимент.
Суха теория вязкости
Цель эксперимента проста: проверить, разнится ли низкотемпературная вязкость различных «нулевок». От этого зависит ответ на вопрос: какое масло обеспечит более легкий холодный пуск — 0W-30 или 0W-40?
Эксперимент проводим на несложном вискозиметре, позволяющем определять время падения одинаковых стальных шариков в тарированных стеклянных трубках, заполненных тестируемыми моторными маслами.
В какой из трубок шарик быстрее достигнет дна, там вязкость масла ниже. Перевести время падения в единицы измерения вязкости не получится, но в данном случае необходимости в этом нет, ведь нас интересуют относительные показатели.
А зависит ли низкотемпературная вязкость от бренда масла? Вполне вероятно. Поэтому, чтобы избежать разнобоя в результатах, мы решили сравнивать масла 0W-30 и 0W-40 одноименными дуэтами — Shell сопоставляем с Шеллом, Castrol — с Кастролем и так далее. Таких пар набралось четыре: Shell, Castrol, Mobil и малоизвестная марка Bardahl.
В компанию к трем супербрендам мы специально взяли темную лошадку. Кроме того, в последнюю секунду ради пущего эксперимента решили добавить третьего участника под брендом Mobil — вязкостью 0W-20. Все масла залили в редакционный вискозиметр и отправили в морозильник — замерзать до минус тридцати.
Разница оказалась очевидной.
Во всех четырех парах шарики в масле 0W-30 были заметно шустрее, чем в одноименном 0W-40. Выигрыш составил 7-15%. А в трубке с внеконкурсным 0W-20 шарик опустился быстрее, чем в той, где была залита «сороковка», аж на 35%.
Жизни древо
Согласуется ли полученный нами результат с теорией? Экстраполировать его на все марки масел все-таки не стоит, но с теорией цифры вполне согласуются.
И если в инструкции по эксплуатации нет противопоказаний к применению масла 0W-30, заливайте на зиму его вместо 0W-40 — так продлите жизнь стартеру и двигателю.
Наш эксперимент вновь подтвердил, что универсальный инструмент хуже специализированного. И хотя самым универсальным маслом по части «всепогодности» является 0W-40, в регионах с холодными зимами есть смысл использовать продукты с более узким температурным диапазоном.
Счастливого пути и удачных холодных пусков в любое время года!
Зависимость низкотемпературной вязкости моторных масел от второго числа в обозначении по SAE есть, но она не абсолютная. Стандарт SAE J 300 устанавливает максимально допустимую низкотемпературную вязкость. Для масел группы 0W: 6200 мПа-с при -35 °С для холодной прокрутки двигателя; 60000 мПа-с при -40 °С для прокачиваемости масла по магистралям.
Масла обоих классов, 0W-30 и 0W-40, обязаны удовлетворять этим условиям. Но в стандарте речь идет о крайних значениях. Если же оценивать абсолютные значения низкотемпературной вязкости, то запас до крайних значений у «тридцаток» будет, как правило, больше, чем у «сороковою). Вязкостно-температурная характеристика достигается за счет использования базовых масел различной вязкости и технологии их получения, а также применения полимерного загустителя. Поэтому утверждать, что масло класса 0W-30 всегда будет обладать лучшими низкотемпературными свойствами по сравнению с 0W-40, некорректно. Но если двигатель автомобиля рассчитан на применение масел класса SAE 0W-30, считаю целесообразным в зимний период отдавать предпочтение именно ему.